С 30 сентября по 31 октября жители и гости столицы совершили увлекательное путешествие в прошлое, окунувшись в мир архитектурного наследия Романа Ивановича Клейна. Проект «Московская идентичность: Р. И. Клейн» позволил взглянуть на современную Москву глазами великого архитектора, ощутив его влияние на облик города.
В рамках проекта гостей ждала экспозиция, аудио-променад и цикл лекций в Чеховском культурном центре. Они познакомились с творчеством Клейна, который формировал облик Москвы в конце XIX — начале XX века, и увидели город глазами человека, который его буквально создавал. Лекции сопровождались уникальными архивными материалами, оживляющими эпоху Клейна.
Проект реализуется московской компанией «Про-Арт» совместно с Библиотекой имени А.П. Чехова, при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Елена Пахомова, куратор публичной программы проекта «Московская идентичность: Р.И. Клейн», заведующая библиотекой имени А.П. Чехова рассказала о том, как шла работа над проектом.
— Елена, расскажите, как родилась идея создать проект, посвященный Роману Клейну? Что удалось сделать в рамках проекта?
Наша библиотека – это несколько помещений в самом центре Москвы. В том числе и Мультимедийный центр на Большой Дмитровке 23/8, бывший доходный дом зубного врача Л. Э. Адельгейма, а это здание – один из первых крупных проектов Романа Ивановича Клейна. Именно поэтому появилась идея создать постоянную экспозицию, посвященную архитектору в пространстве библиотеки. Мне оставалось только найти единомышленников. Я предложила этот проект продюсерскому центру «Про-Арт», и коллеги меня поддержали. На сегодняшний день ни в одном музее нет постоянной репрезентативной экспозиции, где можно было бы увидеть работы архитектора. Правда, в процессе работы над проектом нам пришлось отказаться от идеи постоянной экспозиции – так как помещение Мультимедийного центра закрылось на ремонт. Но мы не сдались и в результате, задуманная выставка, стала частью проекта «Московская идентичность Р.И. Клейна» и открылась на Страстном бульваре.
Понимая масштаб личности Романа Ивановича и его вклад в архитектурный облик Москвы, мы решили, что проект помимо выставки должен в себя включать другие просветительские форматы. Как только участники проекта окунулись в исследовательскую работу, родилась идея публичной программы проекта, а это: и выставка, и цикл лекций, и аудио-прогулка, и круглый стол для специалистов.
— Вы — куратор этой публичной программы. Какие задачи вы перед собой ставили, создавая программу?
Во-первых, это популяризация творческого наследия Р.И. Клейна для широкой аудитории, а также привлечение к его фигуре внимания специалистов – искусствоведов, музейных работников, научных сотрудников вузов, краеведов, экскурсоводов, архивистов, историков архитектуры.
Во-вторых, мы хотели, чтобы в результате публичной программы, библиотека им. А.П. Чехова стала площадкой для междисциплинарного взаимодействия специалистов не только по творчеству московского зодчего, но и исследователей истории градостроительного развития Москвы конца XIX- начала XX века, традиций Городского самоуправления.
В-третьих, нам было важно ответить на вопрос: насколько изучено наследие Романа Клейна, так уж велики «белые пятна» в его биографии?
— Открывался проект вернисажем на Страстном бульваре, расскажите о выставочной экспозиции.
Выставка «Московская идентичность: Р.И. Клейн». На Страстном бульваре работала весь октябрь. В экспозиции были представлены уникальные материалы из архивов и фондов крупнейших музеев: ГНИМА им. А.В. Щусева и ГБУК г. Москвы «Музейное объединение «Музей Москвы», ГМИИ им. А.С. Пушкина и ГБУ «Центральный государственный архив г. Москвы». Зрители увидели и ранние постройки, и знаковые проекты архитектора, такие как Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Бородинский мост, Средние торговые ряды, кинотеатр «Колизей» – ныне театр «Современник». Представленные на выставке фотографии, чертежи и планы позволили сравнить творческий замысел архитектора и его воплощение, увидеть детали декора фасадов зданий, оценить современное состояние построек. Надо сказать, что выставка привлекла внимание большого количества посетителей, и мы рады, что она открылась именно в этом месте, в шаговой доступности от библиотеки им. А.П. Чехова и для многих наших читателей это было первое знакомство с творчеством Романа Ивановича Клейна.
— Расскажите, что включал в себя цикл лекций по наследию Романа Клейна. На какие темы вы сделали основной акцент?
Акценты мы сделали на биографии архитектора, его общественной деятельности, на жемчужинах его творчества и, конечно, на истории строительства Музея изящных искусств, поскольку данная постройка не просто знаковая для биографии зодчего, она вбирает в себя во многом историю самого города: каково это создать музей такого масштаба? Как выбрать проект, где найти деньги, какие технологии строительства использовать, как угодить меценатам, как найти и доставить музейные экспонаты?
Одним словом, история строительства музея – это просто увлекательный приключенческий и исторический роман. Об этом мы пригласили рассказать Заслуженного работника культуры РФ Маргариту Борисовну Аксененко, специалиста в своем роде уникального, поскольку, именно, в отделе рукописей Пушкинского музея в котором она работает, хранится часть семейного архива Клейна, экспонаты которого говорят о многом. Ее коллега, заведующий отделом графики ГМИИ им. А.С. Пушкина Олег Николаевич Антонов, рассказал зрителям об еще одном таланте Романа Ивановича – таланте живописца. Его акварели, сделанные в Италии, Греции, Франции во время его пенсионерских поездок после окончания академии и в период строительства музея, настолько изящны, тонки по цветопередаче, композиции, что заслуживают отдельной выставки (жаль, что их сохранилось не так много).
О талантах Клейна как общественного деятеля, зрителям рассказала Ива Ильинична Дронова, историк, научный сотрудник Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, специалист по исторической урбанистике и истории Москвы конца XIX – начала XX вв. Будучи многие годы гласным Городской думы, Роман Иванович стал автором полезных и важных инициатив в части проблем градостроительства и благоустройства Москвы, и в отличие от многих коллег по Думе, его предложения отличались большим профессионализмом и лаконичностью, что делало их весьма эффективными.
Дана Виленская, искусствовед, выпускница факультета искусств МГУ им. М.В. Ломоносова, создательница и куратор Арт галереи KONVERT, познакомила слушателей с проектами Р.И. Клейна: от ранних ученических, которые выполнены им в мастерской профессора А.И. Кракау в петербургской Академии художеств, до его работ зрелого периода.
Архивист, сотрудник ИА РАН Ольга Георгиевна Ким в своем выступлении сосредоточилась на его семейной истории, московских адресах проживания, на том, как складывалась практика, появлялись заказчики, как проходила его педагогическая деятельность. Ей принадлежит одно из открытий, сделанное в результате архивных изысканий: было установлено авторство Клейна в отношении эскиза памятной медали Московской Городской Думы в память Отечественной войны 1812 года.
— Какие лекции из цикла вы бы порекомендовали посмотреть в записи обязательно? Чем они особенно интересны?
Я бы рекомендовала прослушать все лекции. Поверьте, это уникальный материал, который вы не найдете больше нигде. Все выступления разные и, прослушав их, все пазлы многогранной творческой биографии архитектора сложатся в единую картину. Лекции спикеров созданы исключительно для нашего проекта. В них представлены уникальные архивные материалы, которые ранее не были доступны широкой аудитории.
— В рамках проекта также представлен аудио-променад. Как пришла идея оживить атмосферу Москвы через звуковые инсталляции?
В последние годы интерес к экскурсиям растет, это в равной степени можно сказать как о гостях Москвы, так и о ее жителях. Горожане хотят знать о том, кто их город создавал, как рождались те или иные архитектурные ансамбли, как история страны вплеталась в архитектурные стили, эстетические тенденции, названия улиц и площадей. Конкуренция среди компаний, предлагающих подобные услуги, велика. Экскурсантов надо было чем-то удивить. Поэтому мы решили создать иммерсивный променад «Как Роман Клейн Москву построил», особое культурное путешествие, которое соединяет архитектуру, драматургию и историческую реконструкцию.
Нам было важно подать информацию легко и увлекательно, чтобы экскурсия стала для слушателей неким запоминающимся действием, которое на самом деле гораздо ближе к спектаклю, где каждому зданию посвящена отдельная уникальная история, озвученная знакомыми голосами профессиональных артистов. Над созданием променада работала целая команда: историки разбирали архивы, экскурсоводы искали точки в городе, литературоведы подбирали тексты, способные описать дух Москвы конца XIX — начала XX века, а драматург собирал все в одну стройную историю. Точнее сказать в два часа историй из жизни Клейна. Профессиональная озвучка, выполненная известными актерами Ольгой Ворониной и Анатолием Ноксом, усиливает эффект погружения. Напомню, что аудио-прогулка останется навсегда и доступна она через приложение izi.travel.
Иммерсивный променад «Как Роман Клейн Москву построил» очень популярен. Любители экскурсионных прогулок оставляют нам теплые отзывы. Они отмечают полюбившийся формат экскурсии в виде спектакля, считают его удобным, познавательным, красочным и запоминающимся. Вот один из отзывов на променад: «Потрясающий творческий продукт! Увлекательно, информативно, познавательно. Удачно подобранные голоса, прекрасная пропорция фактов и лирики, подкупающее личностное отношение автора повествования. Спасибо команде, ну и Роману Ивановичу, конечно!».
— Расскажите, пожалуйста, как выставка, аудио-променад и лекции дополняют друг друга. В чем их синергия?
Выставка и аудио-променад созданы для максимально широкой аудитории. Материалы ни того, ни другого не прогружены профессиональной терминологией. Они изложены увлекательно и красочно, как в случае с выставкой. И для многих, мы уверены, эта информация станет толчком для более глубокого изучения материала. Лекционная программа была нами рассчитана на более целевую аудиторию: экскурсоводы, краеведы, москвоведы, историки архитектуры, студенты профильных отделений, библиографы-специалисты, которые в результате получили уникальные материалы для использования в работе. Ну, а участники круглого стола в оценке состоявшегося обсуждения были единодушны: «Фигура Роман Ивановича Клейна в истории архитектуры явно недооценена и незаслуженно многие годы находится в тени. Мы все готовы включиться в работу, чтобы ситуацию изменить».
— Какие архивные и исторические материалы впервые стали доступны широкой публике в рамках этого проекта?
Все материалы, которые были представлены в экспозиции выставки, впервые стали доступны широкой аудитории. Это чертежи, планы зданий, наброски, эскизы, фотографии, а также акварели, которые были созданы Романом Ивановичем Клейном в его путешествиях. Все это бесценные документы! Они хранятся в архивах разной степени доступности и открыты по большей части только специалистам, а мы сказали всем желающим: «Пожалуйста, смотрите!».
— В чем уникальность проекта «Московская идентичность: Р.И. Клейн»» по сравнению с другими культурными проектами?
С одной стороны, наш проект – это результат большой научно-исследовательской деятельности и архивных изысканий нескольких десятков специалистов. Мы постарались охватить все стороны жизни и творчества Клейна, поделиться уникальными архивными материалами и малоизученными научными сведениями, попытались понять, насколько сегодня востребовано наследие Р.И. Клейна.
С другой стороны – проект абсолютно культурно-просветительский, рассчитанный на широкую аудиторию. Выставка, экскурсия, лекции — это все традиционные просветительские форматы работы, но, если это делать профессионально, с творческим подходом, то результат не заставит себя долго ждать. Уже сейчас экскурсоводы могут дополнить тексты своих экскурсий новыми сведениями о постройках Р.И. Клейна или сочинить авторские маршруты, краеведы внести что-то новое в свои справочники, сборники, альманахи, в библиотеках появятся обновленные списки рекомендательной литературы, музейщики чаще будут обращаться к формам популяризации своих архивных материалов. Я уверена, что проект станет катализатором для дальнейшей работы исследователей и оживит интерес горожан к яркой фигуре Романа Ивановича Клейна.
— Как вы оцениваете результаты, будет ли у проекта будущее и каким вы его видите?
Надо признать, что проект шел нелегко. На начальном этапе нам пришлось переформатировать выставочную экспозицию, для этого потребовалось поменять концепцию выставки, непроста была работа с архивными, музейными материалами, доступ к ним серьезно ограничен и требует особых разрешений и согласований. Но в результате мы рады, что преодолели все трудности и открыли для широкой аудитории имя архитектора Роман Ивановича Клейна, а также смогли объединить на площадке библиотеки специалистов разного профиля, чтобы продолжить совместными усилиями исследовательскую работу по изучению наследия зодчего.
Мы уверены, что будущее у проекта есть. Теперь наша задача – реализовать планы, рожденные в рамках круглого стола: организация конференции, издание сборника, создание новых экскурсионных маршрутов, помимо той прогулки, которая уже существует в рамках проекта. Наша цель – восстановить утерянные страницы биографии Романа Ивановича Клейна и привлечь к изучению его наследия, как архитектора, педагога, общественного деятеля молодых исследователей из области музейного, архивного дела, историков архитектуры, градостроительства, москвоведов.