Задумываясь о собственном бизнесе, важно помнить, что рисков выхода на рынок много, особенно в условиях нестабильной экономической ситуации и отсутствия опыта у начинающего предпринимателя. Возможно, имеет смысл рассмотреть модель бизнеса по франшизе – это позволит снизить затраты на запуск проекта и чувствовать себя увереннее и спокойнее благодаря поддержке опытных в выбранной сфере менеджеров. Но, конечно, у каждой медали две стороны, и при выборе франшизы нужно учитывать множество факторов. Ольга Михалина, создатель бренда и успешной франшизы студии красоты с детской комнатой «Мама мыла раму», подскажет, как сделать обоснованный выбор.
Франшиза действительно помогает запустить бизнес с существенной экономией – прежде всего времени, сил и нервов. Приобретая франшизу, вы сразу можете действовать на рынке от имени уже существующего бренда с продуманным фирменным стилем, плюс, вы используете отработанный алгоритм и опробованную концепцию. У вас будет чёткий порядок действий, разработанная схема бизнес-процессов.
Суть франшизы одинакова, но типы и классификации – разные. Чтобы разобраться с ними, нужно уточнить терминологию. Франчайзер – это продавец франшизы. Франчайзи – покупатель. В зависимости от типа сотрудничества можно выделить товарную, сервисную и производственную франшизу.
Товарная франшиза позволяет открыть магазин под известным брендом и предлагать там определенный ассортимент. Франчайзи должен только найти помещение, соответствующее требованиям, а далее он получит стандарты оформления помещения и супервайзинга товара, проверенные каналы поставки товаров, а также фирменные «ноу-хау» компании, касающиеся непосредственно продаж и коммуникации с покупателями.
Сервисная франшиза, как следует из названия, дает право оказывать услуги под конкретным брендом и по определённой схеме. Такая форма сотрудничества подойдет тем, кто хочет открыть салон красоты, фитнес-центр, медицинский центр, ногтевую студию, пункт выдачи заказов и прочее. Франчайзи получает комплекс материалов от стандартов оказания услуг, аттестационных листов сотрудников и чек-листов проверки до брендбука с описанием концепции бренда, фирменного стиля и скриптов, позволяющих успешно войти на рынок. Также франчайзи может получить и дополнительные услуги, например, в рамках франшизы «Мама мыла раму» это расширенный консалтинг, маркетинговая поддержка и полное сопровождение в рамках поиска сотрудников, что является уникальным оффером на рынке.
Производственная франшиза дает право на выпуск продукции по технологии франчайзера. Франчайзи получает технологию производства, каналы поставки сырья, инструменты для контроля качества, унифицированные рекламные материалы.
В заключение хотелось бы обратить внимание на один момент. Выбирая формат франшизы, важно обязательно разделять ценности того бренда, под которым вы собираетесь открывать и развивать свой бизнес. И, конечно, уделять особое внимание требованиям франчайзера. В любом случае, темпы развития сетей благодаря модели построения бизнеса по франшизе и множество успешных кейсов из года в год подтверждают, что такой путь развития бизнеса как для начинающих, так и прагматичных предпринимателей является обоснованным и взвешенным решением.
Подготовила Ольга Михалина — эксперт по стратегическому маркетингу, бизнес-консультант по созданию бренда и развитию бизнеса, основатель проекта Beauty&kids club «Мама мыла раму».