Все чаще в новостях, приложениях и рекламе мелькает модное, но все еще загадочное слово «биометрия». Что это значит и каково ее применение на практике — делится ведущий эксперт по аутсорсингу персонала «ВКР» Елена Корецкая.
Слово «биометрия» происходит от греческих слов «bios» (жизнь) и «metron» (измерение) и означает науку, занимающуюся измерением и анализом физических и поведенческих характеристик человека. Биометрия используется для идентификации и аутентификации личности на основе уникальных биологических данных.
Сегодня биометрия стала флагманом покупок с помощью бесконтактных способов оплаты, которые набирают популярность с 2020 года. Условно ее можно разделить на несколько видов в зависимости от технологии и используемых устройств:
- Отпечаток пальца: устройства, которые сканируют отпечаток пальца (встраивается в смартфоны и терминалы).
- Распознавание лица: оплата через системы, распознающие лицо покупателя (например, в некоторых системах Face ID от Apple).
Популярность биометрии в РФ
Согласно недавно опубликованной статистике Сбербанка, с начала 2024 года россияне оплатили покупки с помощью биометрии порядка 5,2 млн раз. Эта возможность в Сбербанке стала называться «оплата улыбкой» и широко используется с лета 2023 года. Ежедневно его пробуют и тестируют до 50 тыс. человек, подсчитали в компании. От ее имени сейчас в России установлено около 600 тыс. терминалов, которые могут принимать оплату по биометрии. Чаще всего оплату по биометрии клиенты Сбербанка проводят с 12:00 до 16:00 часов дня, спад интереса закономерно отмечается ночью.
Крупнейшие российские города по количеству транзакций, сделанных с помощью биометрии:
- Москва — 178 тыс. в месяц
- Санкт-Петербург — 62 тыс.
- Екатеринбург — 23,5 тыс.
- Нижний Новгород — 21,5 тыс.
- Новосибирск — 17,6 тыс.
Примеры ритейла
Эти технологии развиваются и интегрируются в различные устройства и платформы, что делает бесконтактную оплату все более удобной и доступной, в том числе на кассе. В сентябре 2020 года в Сиэтле компания Amazon запустила тестирование новой технологии оплаты с использованием отпечатка ладони. Процесс регистрации для покупателей включает несколько простых шагов: сначала надо вставить банковскую карту в терминал, подтвердить ее с помощью пароля, ввести номер мобильного телефона и отсканировать ладонь. За 5 секунд алгоритмы компьютерного зрения создают уникальное изображение линий на ладони, шифруют его и затем используют для идентификации при каждой последующей оплате покупок, когда клиент подносит ладонь к сканеру.
В РФ также появляется накопленный опыт. 2023 году X5 Retail Group и Сбер объявили о запуске сервиса оплаты «с помощью улыбки» на 15 тыс. кассах самообслуживания. Сегодня сервис доступен в 650 супермаркетах «Перекрёсток» и 3450 магазинах «Пятёрочка». Проект реализован на базе разработок Лаборатории инноваций Х5 и Сбера. Система работает на основе отечественного программного обеспечения и собственных касс Х5 российской сборки.
Все та же «оплата улыбкой» занимает несколько секунд, что сопоставимо по скорости с обычной транзакцией банковской картой, уверяют в Х5. Для оплаты не нужно держать под рукой банковскую карту или мобильный телефон. Для активации нового метода платежа в приложении «Сбербанк Онлайн» необходимо подключить сервис распознавания по лицу в своем профиле, выбрать платежную карту и создать код безопасности. Или даже проще — дав команду виртуальному ассистенту «Сбербанк Онлайн». На кассах самообслуживания, установленных в магазинах Х5, после сканирования товаров нужно выбрать сервис «Оплата улыбкой» и посмотреть в камеру.
Другой ведущий ритейлер — «Магнит» — также продолжает внедрять удобные технологии для покупок с 2021 года. Новый способ оплаты одним взглядом уже доступен в 10 магазинах в Москве, Краснодаре и Ростове-на-Дону практически во всех форматах семьи магазинов «Магнит».
Тестирование биометрической системы в 2020 году проходило и в «Ленте», такую возможность обеспечили ВТБ и «Ростелеком». В полном объеме ВТБ планировал внедрить биометрический эквайринг в середине 2020 года. Биометрический эквайринг позволит обеспечить удобство посетителей и повысит качество их обслуживания, а также сократит процесс проведения оплаты. Однако насколько система масштабировалась и «прижилась», компания не отчитывалась.
Оценка эксперта
Использование биометрии в оплате имеет несколько значительных плюсов. Во-первых, это повышает удобство для пользователей, так как им не нужно носить с собой банковские карты или запоминать пароли. Во-вторых, биометрическая оплата также может быть быстрее, что сокращает время на совершение транзакций. Более того, использование биометрических данных, таких как отпечатки пальцев или сканирование лица, повышает уровень безопасности, так как такие методы труднее подделать по сравнению с традиционными способами аутентификации.
Но без минусов тоже никуда. Основной проблемой является утечка биометрических данных, которые сложно или невозможно изменить, в отличие от паролей или номеров карт. Существует также опасение по поводу конфиденциальности и того, как и где хранятся эти данные. Многие пользователи все еще испытывают дискомфорт и недоверие к технологиям, связанным с распознаванием биометрических данных. Кроме того, ошибки в распознавании могут привести к отказу в доступе к оплате, что может вызвать неудобства и замедлить процесс обслуживания.