Eliza Pusser – основательница ELIZABETH MUSIC SCHOOL, автор уникальной методики обучения, композитор и организатор неповторимого музыкального сопровождения для различных мероприятий. Элиза поделилась своим взглядом на современную музыку в эксклюзивном интервью специально для in-bizness.ru.
Как ты считаешь, талант – это дар с рождения или всему можно научиться?
С рождения и в детском возрасте у талантливого человека обнаруживаются задатки. Если их не развивать, талант может угаснуть. Человек просто не узнает – как пользоваться своим талантом!
С другой стороны, если абсолютно «неталантливый человек» упорно и профессионально занимается, учится чувствовать музыку, развивает сильные стороны и достигает высот, он талантлив? Возможно. Талантлив в усердии. Усердие — тот элемент, который знаком далеко не всем талантливым от рождениям людям.
Как ты пишешь музыку и какой смысл ты в неё вкладываешь?
Музыку я пишу разную. Есть душевные трогательные, есть медитативные композиции, есть сюжетные, динамичные, возможно даже тревожные и совсем трагичные. Сажусь за инструмент и играю мотив, по настроению.
Настроение – тонкая вещь. А дальше уже развиваю мотив, прикладывая свои знания и понимание – какой хочу дальше видеть композицию.
Какой смысл вкладываю в свою? Прежде всего, это моё видение мира, простого и сложного. Музыка может изобразить любое, даже неприятное явление – эстетично. Тревожная и неприятная музыка – она всё равно красива, это искусство.
Музыка должна влиять на человека. Даже если она фоновая, не несёт никакого глубокого смысла, она должна как минимум успокаивать человека. Музыка – это мощная энергия.
Наверное, мне хочется показать новый взгляд на какие-то общепринятые гармонические приемы, ходы. Люблю использовать ожидаемые гармонии, в сочетании с неожиданным их завершением.
Какой музыкальный жанр тебе ближе всего?
Это невозможно выбрать, всё зависит от времени года, от контекста. Последний год — это импрессионизм. До этого, например, я слушала в основном минимализм, особенно французских и голландских современных композиторов. Перед сном я слушаю классику либо эмбиент, например, Olafur Arnalds.
Что важнее: делать музыку которая нравится самому, или которая понравится слушателям?
Если музыка нравится самому, она найдёт своего слушателя. Понравится всем или большинству – возможно.
Мои слушатели, например, очень по-разному реагируют на сочинения, всем нравится абсолютно разное. Конечно, не стоит забывать о том – как музыка будет восприниматься. Всегда нужно представлять себя на месте слушателя. Не слишком ли резкое начало, не слишком ли монотонно и долго. Опять же, смотря какая цель у каждой композиции. А если сочинение вызывает вопросы, нужно подождать, послушать его снова и снова, и появится понимание – каким оно должно быть.
Как музыка влияет на жизнь человека? Для чего она нужна?
Для полноценного восприятия мира, для счастья. Мир однобокий без музыки. И я сейчас не про то, что мы слышим ушами, музыка, она в голове. Музыка – это звуки. Мы ведь слышим голос? Звуки природы и звуки города? Какой мир будет без них? Такой же и без музыки. Пустой)
Что значит музыка в твоей жизни? Что изменилось в тебе и вокруг тебя с того момента как ты стала композитором?
«Стала композитором», наверное, не было такого конкретного дня. Первое сочинение в было в 14 лет, думаю, я просто ощущаю свободу, не чувствую ограничений, в этом плюс любого творчества. Да, пожалуй, ключевое – это свобода действий. Ты чувствуешь, будто создаешь детали этого мира. Ты участвуешь в формировании музыки этого времени, это приятное чувство.
Как обрести свой неповторимый и узнаваемый почерк в творчестве?
Быть собой, всё элементарно. Не пытаться кого-то копировать. Можно ещё подойти серьезно к этому вопросу – спросить профессионала отличительные черты в своем творчестве, свой стиль, понять/изучить его и развивать дальше.
Имеет ли смысл понятие «современная музыка», или настоящая музыка вне времени?
Конечно. Актуальная музыка, музыка в контексте. Музыка адаптируется под слушателя, не всем под силу слушать классические произведения и понимать их. И это не отменяет классику, безусловно, она вне времени. Просто в каждой эпохе, так скажем, своя «современная музыка», которая потом также будет «музыка такого-то века».
Какими качествами сегодня должен обладать музыкант, принимая во внимание стремительное развитие новейших технологий?
Музыкант должен уметь понимать конечный результат своего произведения. Что ему в итоге хочется получить. А дальше, делать всё самому либо частично привлечь саунд-дизайнеров, решает каждый. Но чувствовать мировые тренды (или задавать их), понимать настроения общества – это, пожалуй, основное. Музыкант должен уметь сочинять и понимать музыку.
Какой музыка будет через 50 лет по твоему мнению?
Сама всем задаю этот вопрос. Я очень надеюсь, что она будет живая, эмоциональная, и её не заменит полностью искусственный разум. Она обязательно должна быть про любовь человека к миру. Остальное – это уже детали.